Митрополит Даниил: Молитва — это дыхание души

9 Июня 2015

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил 9 июня совершил Литургию в храме Воскресения Христова на острове Ягры в Северодвинске. В этот день Церковь празднует память праведного Иоанна Русского.

За Малым входом архипастырь наградил северодвинского клирика протоиерея Анатолия Чупракова правом ношения палицы. 

Проповедь владыка посвятил размышлениям о святом Иоанне Русском: «Взглянув в календарь, мы видим там дни памяти тех или иных святых — как правило, это день рождения угодников Божиих в Вечность. Русская пословица говорит: "Похвали день к вечеру, а сына, когда борода поседеет". Мы хвалим и прославляем тех угодников Божиих, которых прославил Сам Господь и которые достойно прошли путь земной жизни, уйдя в Царствие Небесное».

Архипастырь обратил внимание на то, что святые бывают разные: «Святые — это цветы на лугу Божием. Издали мы видим, что многие из них похожи, но, подходя ближе, видим отличия, а когда включаем обоняние, то отличия становятся более явными. Иоанн Русский — особенный святой. Будучи в турецком плену, он не потерял веру, более того — стал подлинным гигантом духа. Когда я был у мощей этого святого в Греции и подходил к мощам святого, почувствовал трепет, благоговение, мурашки по спине, слезы из глаз. Благодать Божия реально присутствует в храме, где почивают мощи праведного Иоанна».

Далее митрополит Даниил обратился к теме величия молитвы: «Что такое молитва? Это дыхание души. Как всем известно, если человек не дышит, он мертв. Если нет молитвы, значит, дух наш заморен внутри нас. Благодать Духа Святого, данную при Крещении, можно заморить. Наша душа уподобляется деревьям, которые с приходом зимы замерзают и, оцепенев, стоят до весны. Молитва — это не стояние в храме, не то, что мы делаем в келиях, не чтения Писания. Молитва, по учению святых отцов, — это состояние сердца: сокрушение, умиление, покаяние, благодарение. Можно простоять всю Литургию, осуждая всех и отвлекаясь на тысячи мыслей. В таком случае, вероятно, из храма человек выходит в худшем состоянии, чем пришел. Когда такое происходит, надо взывать к Богу: "Господи, прости". Когда мы начинаем так стенать, жалуясь на себя, Господь посылает благодать и нам становится радостно. Праведный Иоанн нашел свою молитву и получил благодать. Желаю всем нам благодати Духа Святого, подобной той, которую вырастил святой Иоанн».

Святой исповедник Иоанн Русский родился в конце XVII века в Малороссии и воспитывался в благочестии и любви к Церкви Божией. По достижении зрелого возраста он был призван на воинскую службу, служил простым солдатом в армии Петра Первого и участвовал в русско-турецкой войне. Во время Прутского похода 1711 года Иоанн вместе с другими воинами был взят в плен татарами, которые продали его начальнику турецкой конницы. Тот привез русского пленника к себе на родину, в Малую Азию, в селение Прокопий (по-турецки Уркюп). Пленных воинов-христиан турки старались обратить в мусульманство: одних уговорами и соблазнами, других, более стойких, избивали и мучили. Святой Иоанн не прельстился обещанными земными благами и мужественно переносил жестокости, унижения и побои. Его часто мучил хозяин в надежде, что его раб примет мусульманство. Однако святой Иоанн решительно противился воле своего господина и отвечал: "Ни угрозами, ни обещаниями богатства и наслаждений ты не сможешь отклонить меня от святой моей веры. Я родился христианином, христианином и умру". Смелые слова, и твердая вера исповедника, его бесстрашие и праведная жизнь смирили жестокое сердце господина. Он перестал мучить и поносить пленника, не принуждал больше к отречению от христианства, а заставил только ухаживать за скотом и содержать в порядке стойло, в углу которого была постель святого Иоанна.

С утра до позднего вечера угодник Божий служил своему господину, добросовестно исполняя все его приказания. В зимнюю стужу и в летний зной, полунагой и босой он исполнял свои обязанности. Другие рабы нередко издевались над ним, видя его усердие. Праведный Иоанн никогда не сердился на них, напротив, при случае помогал им в работе и утешал в беде. Такое искреннее добросердечие святого пришлось по душе хозяину и рабам. Хозяин стал настолько доверять праведному Иоанну и уважать за честность и благородство, что предложил ему жить как свободному и поселиться, где он сам пожелает. Однако подвижник предпочел остаться в помещении конюшни, где каждую ночь мог беспрепятственно подвизаться в молитвенном уединении, укрепляясь в добре и любви к Богу и людям. Иногда он покидал свое тихое убежище и под покровом ночи приходил к храму святого великомученика Георгия, где на паперти усердно молился, преклонив колени. В этом же храме по праздникам он причащался Святых Христовых Таин Причащение.

В то же время праведный Иоанн по-прежнему служил своему господину и, несмотря на свою бедность, всегда помогал нуждавшимся и больным и делил с ними свою скудную пищу.

В конце своей многотрудной и подвижнической жизни святой Иоанн занемог и, чувствуя приближение кончины, призвал священника, чтобы в последний раз получить благословение на исход. Священник, опасаясь со Святыми Дарами Дары святые идти в дом турецкого начальника, вложил Их в яблоко и безопасно передал праведному Иоанну. Прославив Господа, он причастился Святых Христовых Тайн и отошел к Богу. Праведная кончина святого исповедника Иоанна Русского последовала 27 мая 1730 года. Когда хозяину сообщили, что раб Иоанн умер, он позвал священников и передал им тело святого Иоанна, которые погребли его по христианскому обычаю. На погребение собрались почти все христиане, жившие в Прокопии, и сопровождали тело праведника на христианское кладбище.

Через три с половиной года священник был чудесно извещен во сне о том, что мощи святого Иоанна пребывают нетленными. Вскоре святые мощи праведника были перенесены в храм святого великомученика Георгия и положены в специальной раке. Новый угодник Божий стал прославляться неисчислимыми благодатными чудесами, известность о которых распространилась в отдаленные города и селения. Верующие христиане из разных мест приходили в Прокопий для поклонения святым мощам Иоанна Русского и получали по его святым молитвам благодатные исцеления. Нового святого стали почитать не только православные христиане, но и армяне, и турки, обращаясь с молитвенным прошением к русскому святому: "Раб Божий, не обойди нас своей милостью".

В 1881 году часть мощей святого Иоанна была перенесена в Русский монастырь святого великомученика Пантелеймона иноками Святой Афонской Горы, до этого чудесно спасенными угодником Божиим во время опасного путешествия. На средства этого монастыря и жителей Прокопия в 1886 году начато строительство нового храма, так как храм святого великомученика Георгия, где находились мощи святого Иоанна, обветшал.

15 августа 1898 года был освящен новый храм во имя святого Иоанна Русского, по благословению вселенского патриарха Константина V, кесарийским митрополитом Иоанном.

В 1924 году жители Прокопия Кесарийского, переселяясь на остров Эвбею, перенесли с собою и мощи святого Иоанна Русского. Несколько десятилетий они находились в храме святых равноапостольных Константина и Елены в Новом Прокопии на Эвбее, а в 1951 году перенесены в новый храм во имя святого Иоанна Русского, к которому стекаются тысячи паломников из всех уголков Греции, особенно в день его памяти, 27 мая. Праведный Иоанн Русский широко почитается на Святой Горе Афон, особенно в Русском Пантелеимоновом монастыре.

Пресс-служба Архангельской епархии
9 Июня 2015


Митрополит Даниил: Молитва — это дыхание души Митрополит Даниил: Молитва — это дыхание души Митрополит Даниил: Молитва — это дыхание души Митрополит Даниил: Молитва — это дыхание души Митрополит Даниил: Молитва — это дыхание души Митрополит Даниил: Молитва — это дыхание души Митрополит Даниил: Молитва — это дыхание души Митрополит Даниил: Молитва — это дыхание души Митрополит Даниил: Молитва — это дыхание души Митрополит Даниил: Молитва — это дыхание души Митрополит Даниил: Молитва — это дыхание души Митрополит Даниил: Молитва — это дыхание души Митрополит Даниил: Молитва — это дыхание души