Лучшие образцы литературы XIX столетия легли в основу беседы северодвинского священника с паствой

16 Марта 2017

О мужском и женском эгоизме побеседовал с северодвинцами клирик Воскресенского храма священник Александр Лашков. Встреча состоялась в Центральной городской библиотеке им. Н.В. Гоголя и стала частью литературной гостиной «Добротолюбие». В этом проекте миссионер вместе со слушателями обсуждает эпизоды из художественных и документальных фильмов и литературы.

«Порой от священников можно услышать, что классическая литература не заслуживает внимания, как любая выдумка. Однако эта "выдумка" многим православным читателям напоминает о евангельском учении. Николай Васильевич Гоголь считал, что цель литературы — привести читателя к Евангелию, — рассказал миссионер. — На встрече мы рассуждали об эгоизме, поскольку, как писал святой Максим Исповедник, "начало всех страстей есть самолюбие, а конец — гордость"». 

Священник обратился к сюжетной канве романа Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные» — первому опыту мастера психологического реализма. По мнению священника, этот текст — пособие по психологии эгоизма: «Князь Петр Валковский — деловой человек, чья жизнь построена и подчинена эгоизму. Наташа — образец женского эгоизма, Нелли — детского. Если читатель обратится к итогу творческого и жизненного пути Достоевского — последнему роману "великого пятикнижия" "Братья Карамазовы", то узнает, в какие духовные бездны может низвергнуть человека его самость. Исследуя портрет Федора Павловича Карамазова, читатель ясно увидит, чего следует опасаться и с чем работать, совершенствуясь нравственно». 

Миссионер обратился к работе исследователя русской литературы и культуры Кэнноскэ Накамура. «Характеризуя образ Федора Карамазова, специалист особенно выделил сластолюбие, хитрость и испорченность. Этот персонаж лишен веры и идеалов, а как следствие, не способен к рефлексии, лишен стыда и ответственности. Все люди для него чужие, даже дети, и Карамазов не сожалеет о собственном жестокосердии. Федор Павлович эгоистичен и не брезгует ничем, обеспечивая себя деньгами и женщинами». 

По мнению отца Александра, для работы над собой мужчины найдут немало материала в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», рассказы Д. Лондона «Шериф из Коны», «Храм гордыни», «Прощай, Джек!».  

Женщинам, желающим поработать с властью своего эго, священник напомнил об образах Анны Одинцовой (И.С.Тургенев «Отцы и дети»), госпожи Энбо (Э.Золя «Жерминаль») и графини Феодоры (О. Бальзак «Шагреневая кожа»). Бальзаковская героиня рассуждала так: «Я нахожу счастье в своем одиночестве, — к чему же менять свою свободу, если хотите, эгоистическую, на жизнь рабыни? Брак — таинство, в котором мы приобщаемся только к огорчениям. Да и дети — это скука».  

«С помощью ярких образов из литературы миссионер пытается донести до слушателей мысль, высказанную преподобным Феодором Эдесским: «Самолюбие — есть мать неизобразимых зол. Кто побеждается им, тот входит в союз и со всеми прочими страстями». 

Беседы об эгоизме предваряют цикл встреч «Деловой человек». Эти беседы будут посвящены проблемам бизнесмена — человека целеустремленного, сильного, влиятельного, обеспеченного, и вместе с тем немилосердного, нецеломудренного, мошенника, эксплуататора, надеющегося главным образом на самого себя и лишь отчасти на Бога, нередко атеиста, строителя земного рая.  

Фотографии предоставил священник о.Александр Лашков. 
Пресс-служба Архангельской епархии

Лучшие образцы литературы XIX столетия легли в основу беседы северодвинского священника с паствой Лучшие образцы литературы XIX столетия легли в основу беседы северодвинского священника с паствой